Блог

Глоссарий зеленого бизнеса, ч. 2

✓ Экотревожность (англ. ecoanxiety) – тревога, связанная с ухудшением состояния окружающей среды. У человека обостряется чувство ответственности перед природой, его волнует любой вред, который он может причинить, если выберет одноразовую посуду или пакет в магазине. Например, экотревожным людям свойственно переживать о том, что один одноразовый стаканчик серьезно вредит экосистемам, и порицать себя за покупку напитка «с собой». В 2019 г. в Санкт-Петербурге появилась первая группа психологической поддержки для экотревожных людей.

✓ Соластальгия (англ. solace + nostalgia) – чувство грусти и тоски по внешнему виду природных мест, к которым человек привык, поскольку они превратились во что-то другое. Например, на месте, где раньше были поля или леса, началось строительство торгового центра или добыча полезных ископаемых, пастбища превратились в сельскохозяйственные угодья. Человеку сложно найти утешение в текущем состоянии окружающей среды, он теряет психологический комфорт.

✓ Экосистемные услуги – блага, которые человек получает бесплатно из окружающей среды и экосистем. Экосистемные услуги могут быть: 1) обеспечивающие (пресная вода, пища, древесина, растительные волокна, генетические ресурсы и др.); 2) регулирующие (опыление, очистка и распределение воды, регуляция климата и др.); 3) культурные (духовные и религиозные, культурное наследие, образовательные услуги, туризм и др.); 4) поддерживающие (почвообразование, круговорот питательных веществ и др.).

✓ Водный след – объем используемой и загрязненной воды в ходе всех этапов производства товаров, услуг и деятельности организации или человека.

Водный след делится на:
Зеленый след – объем воды, содержащийся в почве (осадки), использованный компанией/человеком.
Голубой след – объем воды, изъятый из одного водного объекта и возвращенный в тот же или другой объект через продолжительное время.
Серый след – объем сточной воды. 

✓ Корпоративный водный следобъем воды, необходимый для обеспечения работы бизнеса, включающий в себя прямые (производство) и косвенные затраты (логистика, снабжение, организация ритейла) водных ресурсов и воздействие на них.
Бизнес – ключевой стейкхолдер при решении проблемы обеспечения всеобщего и равноправного доступа к безопасной и чистой воде, сокращения негативного воздействия на водные экосистемы в результате деятельности человека и реализацию Цели устойчивого развития ООН №6: Обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех. Важно распространять практики устойчивого водопользования в бизнес-сообществе и содействовать компаниям в сокращении водного следа, развивать партнерский диалог с бизнесом и профильными ведомствами.