Блог

Глоссарий зеленого бизнеса, ч. 1

Как известно, вокруг новых трендов, каким является, например, устойчивое экологическое развитие, всегда появляется новый язык — термины, общеупотребительные слова, сокращения и сленг. Мы решили разобраться в основных понятиях, которые сейчас сопровождают повестку «зеленого» бизнеса, и постепенно будем рассказывать о них.

Зеленая экономика. Согласно определению Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), это экономическая система, при которой все институты (государство, бизнес, общество) способствуют переходу к производству товаров и услуг с низким уровнем выбросов углерода, ресурсоэффективности и социальной интеграции.
За последнее десятилетие концепция зеленой экономики стала стратегическим приоритетом для многих правительств государств. Те страны, которые трансформируют свои экономики в двигатели устойчивого развития, будут лидировать в решении современных экологических и социальных проблем: от урбанизации и нехватки ресурсов до изменения климата и колебаний мировой экономики.

Экологичный или эко-френдли (англ. eco-friendly). Буквально это популярное слово значит «дружественный планете» или «не наносящий вред окружающей среде». Конечно, это довольно широкие и, к сожалению, условные понятия. Если быть более конкретным, экологичным принято считать товар или услугу, произведенную с минимальным воздействием и выбросами в воздух, воду и почву. Еще экологичными могут быть привычки и даже образ жизни! Имеется в виду ответственное потребление: минимизация отходов, ресурсосбережение и др.

Корпоративная социальная ответственность бизнеса (КСО) имеет два основных элемента. Во-первых, выполнение компанией социальных обязательств, установленных законодательством: перед сотрудниками, потребителями и всеми, кого затрагивает деятельность бизнеса. Сюда относятся социальные льготы и обучение для работников, справедливая оплата труда и т. д. Во-вторых, КСО — это готовность добровольно нести необязательные расходы на социальные и экологические нужды сверх пределов, установленных налоговым, трудовым, экологическим и иным законодательством, исходя не из требований закона, а по моральным, этическим соображениям (определение экспертов проекта CSRJournal).

ESG-принципы. ESG — это акроним от английских слов Environmental (природоохранный), Social (социальный) и Governance (корпоративное управление), три широкие области, в которых заинтересованы социально ответственные инвесторы. В процессе ответственного инвестирования (в экологическом контексте — зеленого инвестирования) наряду с рентабельностью и рисками большое внимание уделяется устойчивым принципам и ценностям компании, в которую вкладываются средства. Критерии ESG служат проводником для такой оценки.